Кто идет выручать
Ленинград?
Не шумите вокруг — он
дышит,
Он живой еще, он все
слышит:
Как на влажном
балтийском дне
Сыновья его стонут во
сне,
Как из недр его вопли:
«Хлеба!»
До седьмого доходят
неба...
Но безжалостна эта
твердь.
И глядит из всех окон
— смерть.
А. Ахматова
Сегодня, 27 января – День
воинской славы России – День снятия блокады города Ленинграда (1944), мы
вспомнили еще раз одну из страшных страниц истории Великой Отечественной войны.
Весь мир знает о мужестве жителей
Ленинграда, 900 дней и ночей, живших в условиях полного окружения врага.
Без еды и воды, без тепла и света. Но с надеждой и верой в победу.
Блокада Ленинграда началась 8
сентября 1941 года, была прорвана 18 января 1943 года, однако до ее полного
снятия - 27 января 1944 года - ленинградцам пришлось ждать еще целый год.
С первых дней войны основными
направлениями ударов врага были Москва и Ленинград.
Задачей немцев было полностью разрушить город,
стереть его с лица Земли. Гитлер планировал взять город к ноябрю и затем
снести. Немцы говорили: «Не подлежит сомнению, что Ленинград должен быть
уничтожен голодом, ибо невозможно этот город прокормить».
В самом начале блокады,
немцы обстреляли и сожгли Бадаевские склады. Огонь уничтожил 3 тысячи тонн муки и 2,5
тысячи тонн сахара. Вот что вспоминают блокадники: «Через несколько дней
после пожара жители блокадного города начали приходить сюда и собирать землю.
Её несли домой в ведрах, мешках и даже наволочках, потом варили,
процеживали и пили на вид мутную, но на вкус очень сладкую воду». «Пока земля стояла сухая, мы даже брали
комочки этой земли, скатывали шарики, клали в рот и сосали, пока чувствовался
вкус сахара».
На город стал надвигаться
голод. Только 3 % жителей блокадного Ленинграда погибли от бомбёжек и
артобстрелов, остальные 97% умерли от голода.
Единственным, путем, который
связывал город с Большой землей, было Ладожское озеро.
Город спасала только Дорога жизни, прошедшая через
Ладожское озеро. 12 сентября 1941 в город по Ладоге прошли первые баржи с
продовольствием и боеприпасами. А из города вывозились люди - главным образом
дети. До поздней осени шли баржи. Каждый рейс был подвигом, потому что
немцы вели постоянный обстрел этой дороги. В первые дни фашисты безнаказанно
обстреливали автомашины, обогревательные и санитарные палатки, фугасными бомбами
разбивали лёд на трассе. К тому Ладога очень своенравное озеро и на нем
постоянно были штормы. Когда на Ладоге появился лёд по дороге пошёл
конно-санный обоз. Для машин лед был еще очередь хрупок, да и сани в это
время нагружали очень мало, потому что лед мог не выдержать, да и животные тоже
были голодные и не могли работать в полную силу. Они, как и люди, тоже были
блокадниками Люди, чтобы облегчить жизнь животным сами не садились в сани, а
шли рядом, помогая своим питомцам, подталкивали сани сзади. Чуть позже по
Дороге Жизни пошли грузовики.
В городе работали музеи, театры
- Театр музыкальной комедии, Большой Академический театр, театр им.
Комиссаржевской. Это было необходимо, доказать врагу, что город жив, блокада не
убьёт его!
Во время блокады была написана
известнейшая 7-ая симфония Дмитрия Шостаковича, она получила название
«Ленинградская». В Ленинграде работал симфонический оркестр. Звучит музыка
Ленинградской симфонии. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли
его сорвать, а симфония длилась 80 минут наша артиллерия не подпустила к городу
ни одного фашистского самолета. На концерт пришли моряки, пехотинцы, простые
ленинградцы, труженики блокадного города. Это сочинение Шостаковича потрясло
слушателей, многие плакали и не скрывали своих слёз.
Во время исполнения симфония
транслировалась по радио и через громкоговорители по всему городу. Её слушали и
фашисты. Позже, уже в мирное время, один из бывших солдат немецкой армии,
признался, именно в этот день 9 августа 1942 года, мы поняли: «Ленинград нам не
взять, не победить».
Мальчишки и девчонки прослушали
отрывок из 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича. Посмотрели документальный фильм «Дети
блокадного Ленинграда». Кто-то не смог сдержать слез и поймав взгляд
одноклассников, отвечал: «Что-то в глаз попало». А некоторые задавали себе вопрос:
«А мы бы так смогли? Жить…бороться…» Так вопрос и повис в воздухе без ответа.
В конце урока ребята сделали
журавлей, олицетворяя погибших и умерших с белой птицей.
Растопчина Е.В.,
классный руководитель 4 «В» класса
И я, даже просто читая Ваше сообщение, Елена Владимировна,не смогла сдержать слез
ОтветитьУдалитьУ меня тоже катились слезинки. Тяжелые страницы истории сейчас обсуждаем с детьми. Тяжело и рассказывать, и слушать, и наблюдать за эмоциями ребят.
ОтветитьУдалить