воскресенье, 25 января 2015 г.

Вечная память



В прошлом году мы собирались в гости к ветерану – Косову Михаилу Тимофеевичу, но… Михаил Тимофеевич заболел. Договорились с дочерью и внуком Ильей, что они  возьмут у него интервью, а когда Михаил Тимофеевич поправится, то мы придем в гости. К сожалению, встреча не состоялась. На земле  на одного ветерана  стало меньше.

 Война. При этом слове сжимается сердце. Наверное,  нет ничего страшнее войны, особенно,  для тех, кого она коснулась. 21 июня 1941 года без объявления войны немецко-фашистские захватчики напали на нашу страну. Началась Великая Отечественная война. Миллионы людей встали на защиту своей Родины. Одним из них и был Косов Михаил Тимофеевич.
- Михаил Тимофеевич, скажите, сколько вам было лет, когда началась война?
- 20 лет.
- Вы были совсем молодым парнем. У вас, наверное, была мечта, вы хотели осуществить какие-то планы, если бы не война?
- Да, я хотел связать свою судьбу с авиацией. Как многие мальчишки, с детства мечтал стать летчиком. До войны я закончил Ульяновскую авиатехническую школу. Был направлен в Краснодарский авиаклуб. Работал авиатехником, обучал курсантов летному делу. Осенью 1940 года, я был призван в армию и направлен в Тамбовскую авиашколу. Но с началом войны, полеты были приостановлены. Школу эвакуировали в город Джизак (Самаркандская область). Я и еще несколько моих сослуживцев подали рапорт руководству школы о добровольной отправке нас на фронт. Через местный военкомат, нас железнодорожным эшелоном отправили в действующую армию. Я был зачислен в 87 стрелковую дивизию. На этом моя служба в авиации была закончена.
- Расскажите, пожалуйста, какие были ваши первые ощущения, полученные на фронте?
- В первые дни, и даже месяцы, пребывания на фронте, многое было для меня ново. Ночью в воздухе летала масса разноцветных трассирующих пуль. Так же ночью немцы запускали висящие в воздухе ракеты, которые освещали прилегающую территорию. Не просто было привыкнуть к оглушительным взрывам, особенно минометных мин и авиационных бомб. Много неприятностей приносила круглосуточная жизнь в окопах и траншеях, особенно зимой. Было очень холодно,  а иногда и голодно.
- Как обстояли дела с продовольствием?
- Бойцу выдавали сухой паек: хлеб, тушенку, сахар, сухофрукты. Горячее подвозили на передвижной кухне. Если она не могла проехать, солдаты брали термос (он был с двумя ручками) и несли пешком. Бойцы имели при себе котелок и ложку, которую часто носили в сапоге. Кормили в основном кашами, обязательно чай, иногда были и первые блюда. Но поставки продовольствия часто нарушались боями, и тогда приходилось туго. Но постепенно ко всему фронтовому я привык. Наша дивизия успешно продвигалась вперед и получила название 13-й Гвардейской Стрелковой Дивизии. Наш командир, полковник Родимцев Александр Ильич, стал генералом.
- А вам приходилось командовать бойцами?
- Первое время я был командиром отделения. Потом был назначен командиром взвода автоматчиков. Когда в бою ранили командира нашей роты, я принял на себя командование ротой. В октябре 1943 года, меня отправили на курсы командиров стрелковых рот. После успешного окончания курсов, был направлен в распоряжение 1-ого Белорусского фронта и назначен на должность командира стрелковой роты.
- Михаил Тимофеевич, а у Вас были боевые ранения?
- Да. Не считая мелки ранений, серьёзно был ранен два раза. Первый раз меня ранило пулей в бедро, потерял много крови и был направлен на лечение в госпиталь. Второй раз меня ранило осколком гранаты. Это было в 1943 году на Орловско-Курской дуге, когда наш стрелковый полк вел там ожесточенные бои. И снова лечился в госпитале. У меня в кисти до сих пор сидят мелкие осколки.
- Расскажите о взаимоотношениях между людьми. Ведь на войне всегда трудно и страшно. Как удавалось быть стойкими, не сорваться, или не струсить?
- У нас была одна цель – Победа. Немцы были беспощадны. Бомбили города, сжигали деревни с мирными жителями. Много людей было замучено в концлагерях. Мы любой ценой хотели освободить нашу страну от фашистов. Взаимовыручка, поддержка друг друга была всегда. Рискуя жизнью, солдат спасал солдата. Не важно было, кто ты – русский, украинец или грузин. Все были равны. Например, когда я был ранен в ногу и не мог идти, добраться до санитарного пункта мне помог узбек. При этом он сам был ранен в плечо. Помню и я нес раненого солдата на себе несколько десятков километров, а когда добрался до  своих, упал от бессилия. Девушки санитарки выносили раненых с поля боя. Под пулями ползли и солдата за собой тащили. Мы своих не бросали. Если наш самолет был подбит и падал, и пилот из последних сил уводил его подальше от наших солдат или складов. Летчик понимал, что он не успеет катапультироваться. Солдаты взрывали немецкие эшелоны и мосты вместе с собой. В тылу тоже приходилось нелегко. Люди работали сутками: пекли хлеб, шили одежду или сколачивали ящики для патронов. Брались за любую работу. В большинстве это были женщины и подростки, словом вся страна боролась за свою Родину.
- А Вам встречались трусы или предатели?
-Таких было очень мало, но все же они попадались. Еще были немецкие шпионы. В мае 1944 года я был вызван в контрразведку фронта и направлен на учебу во 2-ю Московскую школу главного Управления Контрразведки. По окончании этой школы, был доставлен в штаб 1-ого Белорусского фронта и назначен оперуполномоченным контрразведки «Смерш» (смерть шпионам) 521 полка 133 стрелковой дивизии. Наша задача была выявлять шпионов и нам это удавалось.
- А на каком фронте Вы воевали в конце войны, перед победой?
- Наша дивизия вела бои на территории Чехословакии. В конце войны мы окружили большую группу немецких войск и закончили это окружение, примерно через неделю после капитуляции Германии. Нами было взято тогда в плен около 8 тысяч немцев. После окончания войны, из Чехословакии я был направлен в Германию, на службу в органы МГБ.
- Михаил Тимофеевич, как Вы считаете, что помогло одержать победу  над Германией?
- Любовь к своей Родине, к своему народу и своим близким. Желание быть свободными и непобежденными. Совесть и честь советского человека. И конечно вера в Победу.

Дедушка прошел всю войну. Потерял многих боевых товарищей, отца и старшего брата. Не один раз смотрел смерти в лицо. В этом году ему бы исполнилось 94 года. Он имел множество орденов и медалей. Несмотря на то, что прошло  много  лет после войны, забыть весь ее ужас он мог. Некоторые моменты стояли перед глазами, как будто это было вчера. Дедушка вспоминал о них с болью в горле и со слезами на глазах.








Скоморохов Илья, ученик 2 «В» класса

Комментариев нет:

Отправить комментарий