Продолжаем наши родительские
дискуссии.
Вопрос: «Должны ли мы хвалить
ребенка каждый раз, когда он правильно поступает, получает хорошую отметку?»
Ответ. Прежде всего - хвалить
ребенка необходимо! "Если вы не знаете, за что похвалить ребенка,
придумайте это!" - советует в книге "Нестандартный ребенок" психиатр
и психотерапевт В. Леви. Но!
Похвала – дело очень важное, но
и довольно тонкое. Сейчас, под влиянием американской модели воспитания, многие
молодые родители активно хвалят своих детей. Возможно, пытаются компенсировать
свой недостаток похвалы в детстве. А возможно – беспокоятся за будущую самооценку
своего чада. В любом случае мнение, что похвала – панацея от всего – ошибочное.
Ведь если неправильно пользоваться этим инструментом, можно существенно
навредить самооценке ребенка и отношениям с ним. Поэтому важно знать основные
правила похвалы. Хвали, но не навреди. Как мы обычно хвалим детей? Говорим, например:
«Какой ты молодец!», «Хороший мальчик (девочка)!», «Вот это ты правильно
сделал!». А иногда говорим «Как ты хорошо помыл посуду! Никто в мире так не
моет посуду как ты!». На первый взгляд, вроде бы очень позитивные фразы. Но попробуйте
сейчас представить себя в роли ребенка, которому так говорят. Что вы чувствуете?
Действительно ли вам на 100% хорошо от этого? Мне, например, не очень бы
хотелось услышать такую похвалу. И вроде бы приятно, а какой-то осадок в душе
остается. Получается, что я молодец, я хорошая, только тогда, когда делаю определенные
действия. А значит, если я их делать не буду - я стану плохая. Обидно,
злостно, грустно. Попахивает совсем условным принятием и любовью «за что-то».
Примерно так же чувствуют себя и дети. Они как бы «прочитывают» негласный
подтекст послания родителя. А все потому, что в данном случае похвала построена
на оценочном суждении. «Хороший, молодец, правильно». А значит, есть и плохой,
и не молодец, и неправильно. Вывод: любая оценка – хорошая или плохая – вредит
формированию здоровой самооценки ребенка. Как хвалить? Вы спросите, как же
тогда выразить свое восхищение, радость, гордость и пр. при общении с ребенком?
Как же тогда его хвалить? Очень просто. Первое - вместо логической оценки его
действий – говорите о себе! Второе – выражайте не оценку, а свое чувство,
отношение к его поступкам. «Я рада (рад), что ты это сделал!», «Я восхищаюсь
тем, какой (какая) ты у меня!». «Я горд, что у меня такой сын (дочь)!» и т.д.
Вот сравните: Сын сходил в магазин и купил продукты. Мама (прямая, оценочная
похвала): «Правильно, что сходил! Ты у меня молодец, хороший сын!». Мама (непрямая,
безоценочная похвала): «Сын, я так рада, что ты сходил в магазин и помог мне с
продуктами! Теперь я все успею приготовить к приходу гостей». Чувствуете разницу?
Когда мы хвалим ребенка, выражая при этом свое чувство или отношение к его
действием, ребенок чувствует искренность родителя и «читает» это сообщение как
поощрение его действий. Он думает «я способен хорошо сделать это дело». Когда
же родитель использует оценочное суждение, еще и преувеличенное («никто так не
сделает, как ты!»), ребенок «читает» в этом: «Я нужен родителям только тогда,
когда делаю это» или «Я знаю, что не совсем такой уж хороший, поэтому меня, скорее
всего, дурачат».
Как же надо хвалить? Только
искренне, серьёзно и убедительно, а также в определенных дозах, соразмерных с
целью, для которой это делается. Хвалить за успех, за результат, и за старание.
Похвала используется как
поощрение и закрепление положительного поведения. Она должна носить конкретный
характер, иметь определенный адрес, а не сообщать ребенку то, что он вообще
хороший. "Ты хороший мальчик" - так говорить не советую. "Мне
нравится, как хорошо ты сегодня убрал свою комнату" - так гораздо лучше.
Родителям следует не упускать возможности похвалить ребенка за хороший
поступок, избегая при этом пустых похвал в его адрес.
Комментариев нет:
Отправить комментарий